Публикации, интервью

Традиция британской акварели в России

Мы продолжаем знакомить читателей с творчеством преподавателей школы акварели Сергея Андрияки.
В гостях — Виктория Кирьянова.
В чем оригинальность техники акварели?
— Оригинальность техники состоит в многослойности акварели, которая выполняется постепенным наложением слоев акварели друг на друга — лессировками. Берется очень высококачественная бумага, которая не выгорает, не выцветает, не деформируется, краски на ней играют именно так, как вы их кладете. Они не меняют своего цвета со временем, а в целом акварель позволяет бумаге светиться. В представлении многих акварель — это что-то небольшого формата, текущее, плывущее, размытое. Английская акварель другая: большеформатная, панорамная, монументальная. В этой акварели встречаются и приемы масляной живописи, но здесь ничего невозможно исправить. Если в масле возможно постепенное нанесение красочных слоев, их изменение, в акварели все нужно заранее продумывать и просчитывать, поправить что-то потом уже невозможно.
А с натуры вы работаете?
— Я работаю как с натуры, так и по памяти, большие картины пишу по этюдам. Делаю этюды и маслом, и акварелью, и просто карандашом. Если художник грамотно работает с натуры, то он может написать живописную работу даже по карандашному эскизу.
Что вас привлекает в пейзаже?
— В пейзаже все зависит от настроения, в каждом времени есть своя прелесть, поэтому останавливаться на чем-то одном не хотелось бы. Каждый момент в природе удивителен и привлекателен для художника. Пейзаж — сиюминутное состояние, которое нужно уметь запечатлеть. В пейзаже очень легко ошибиться, поэтому пейзаж — это «высший пилотаж» в изобразительном искусстве.

Если говорить о натурных пейзажах, то я люблю зарисовки цветов. Причем, пишу не срезанные цветы, а те, которые вижу в природе. Мне нравятся цветы в естественной среде обитания, когда они дышат и пахнут. У меня есть целая серия работ — зарисовки из ботанического сада. Это большие натурные зарисовки цветов: ирисов, маков, пионов. Мне интересен и городской пейзаж, потому что по нему можно понять архитектуру и культуру города, а также то, как относятся к нему его жители. Это очень интересно. Вот, например, я путешествовала по Баварии и сделала много этюдов.

Расскажите о своем венецианском цикле натюрмортов.
— Венеция — город влюбленных. Когда я попадаю туда, то сразу испытываю чувство влюбленности, невозможно остаться равнодушным к этому городу. Мне хотелось показать дух Венеции и с каждой работой пережить все состояния этого города. Так возник цикл натюрмортов, а венецианские маски, которые были мне подарены, стали первым натюрмортом. И это еще не все работы цикла. Он включает в себя натюрморты, виды города, портреты, карнавальные персонажи. В работе «Время и венецианские маски» можно проследить эволюцию маски от первой — страшной, до последней — авторской. Главная маска — маска Казановы, тут же песочные часы как символ уходящего времени. Во всех работах используются только подлинные венецианские предметы и старинные маски. Не хотелось бы ставить никаких подделок, потому что сам город вызывает доверие. Арлекин — это старая авторская игрушка, и все окружение подчинено ей.

В работе «Венецианские маски» изображена традиционная маска, которой обычно украшались дома венецианцев по время карнавалов, и шуточная маска, где парик сделан из карт Таро. Работа очень интересная по фактуре и колориту. Мне хотелось передать здесь настроение классических итальянских интерьеров XV-XVI веков.

«Площадь в Венеции» — натурная работа, которую я написала во время моей второй поездки в этот красивейший город. Я хотела изобразить обычный будничный день, суету и в то же время спокойствие, характерное городу на воде.

Что особенно важно в пластическом решении ваших работ?
— Хорошая работа — это совокупность всех элементов: цвета, композиции, колорита. Невозможно сделать акцент на чем-то одном. Здесь должно быть суммарное решение. Я работаю без рисунка, сразу кистью. Сначала зрительно представляю, продумываю композицию работы, и потом на белом листе рождается задуманный образ.

Мне важно, чтобы мой зритель вместе со мной прожил, прочувствовал те ощущения, которые меня волнуют, понял настроения и чувства, присущие мне в данный момент, проникся близкой мне атмосферой.

Беседу вела Людмила Кандалова
Журнал «Ваша мебель», сентябрь 2005 г.,стр. 38-39.

Акварельная сказка

«Художник должен быть голодным!» — мы с этим утверждением категорически не согласны. Посетив школу акварели Сергея Андрияки, понимаешь, что искусство прекрасно само по себе и к чувству голода отношения не имеет. Художник должен думать о творчестве, а не о еде.

Виктория Кирьянова в своей мастерскойБа­ноч­ка с во­дой, ки­с­ти и про­стые ак­ва­рель­ные кра­с­ки — как на уро­ках ри­со­ва­ния в лю­бой об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­ле. Поч­ти не­воз­мож­но по­ве­рить, что с по­мо­щью этих не­хи­т­рых при­спо­соб­ле­ний рож­да­ют­ся ше­де­в­ры, ко­то­рые не толь­ко вы­зы­ва­ют вос­торг у по­се­ти­те­лей вы­ста­вок, но и мгно­вен­но рас­ку­па­ют­ся це­ни­те­ля­ми жи­во­пи­си.

Пе­ред хол­стом с ки­с­тью в ру­ках сто­ит пе­да­гог шко­лы ак­ва­ре­ли Сер­гея Ан­д­ри­я­ки — Вик­то­рия Ки­рь­я­но­ва. Воз­душ­ная и лёг­кая, как са­ма ак­ва­рель, она со­зда­ёт пре­крас­ные кар­ти­ны в луч­ших тра­ди­ци­ях в тех­ни­ке рус­ской клас­си­че­с­кой мно­го­слой­ной ак­ва­ре­ли, а так­же учит пи­сать кар­ти­ны дру­гих. В шко­лу ак­ва­ре­ли Сер­гея Ан­д­ри­я­ки при­хо­дят как де­ти, так и взрос­лые. И ес­ли де­тей ча­ще при­во­дят ро­ди­те­ли, хо­тя встре­ча­ют­ся и та­кие, ко­то­рые при­хо­дят са­ми, то взрос­лые идут сю­да за не­ре­а­ли­зо­ван­ной меч­той дет­ст­ва. Уче­ни­кам Вик­то­рии Ки­рь­я­но­вой от 10 и до 76 лет! При­чём ино­гда да­мы в воз­ра­с­те, ни­ког­да рань­ше не дер­жав­шие кисть в ру­ках, да­ру­ют ми­ру пре­крас­ные кар­ти­ны.

Гля­дя на мо­ло­дую, пол­ную жиз­ни, твор­че­с­ких идей и вдох­но­ве­ния ху­дож­ни­цу, удив­ля­ешь­ся: ведь об­раз ху­дож­ни­ка в Рос­сии — го­лод­но­го не­при­знан­но­го ге­ния — ни­как с ней не вя­жет­ся.

Ока­зы­ва­ет­ся, се­к­рет прост — лю­бить то, что ты де­ла­ешь. А сов­ме­щая хоб­би и ра­бо­ту, это­го очень про­сто до­стичь. И луч­шие кар­ти­ны ху­дож­ни­цы, ко­то­рые поль­зу­ют­ся на­и­боль­шим ус­пе­хом — имен­но те, ко­то­рые на­пи­са­ны с ду­шой и ог­ром­ным удо­воль­ст­ви­ем.

Вик­то­рия не про­сто объ­яс­ня­ет сво­им по­до­печ­ным — как пра­виль­но дер­жать ки­с­точ­ку в ру­ках и как луч­ше на­но­сить кра­с­ки на холст, — она ри­су­ет вме­с­те с уче­ни­ка­ми. Это ав­тор­ская про­грам­ма Сер­гея Ан­д­ри­я­ки — ху­дож­ник вме­с­те с уче­ни­ка­ми ра­бо­та­ет па­рал­лель­но над од­ним и тем же сю­же­том. Бла­го­да­ря этой уни­каль­ной ме­то­ди­ке ху­дож­ни­це уда­ёт­ся очень мно­го пи­сать. И уче­ни­кам, гля­дя на ра­бо­ту пре­по­да­ва­те­ля, лег­че по­стичь все се­к­ре­ты ма­с­тер­ст­ва.

В оче­ред­ной раз оп­ро­вер­гая миф о бед­ных и го­лод­ных ху­дож­ни­ках, за­ме­тим, что Вик­то­рия Ки­рь­я­но­ва мно­го пу­те­ше­ст­ву­ет — и эти по­езд­ки да­рят та­кой при­ток вдох­но­ве­ния, что уже по­том, по воз­вра­ще­нии в Моск­ву, рож­да­ют­ся цик­лы кар­тин. На­при­мер, Ве­не­ци­ан­ский цикл на­счи­ты­ва­ет око­ло 30 про­из­ве­де­ний. А бла­го­да­ря не­дав­ней по­езд­ке в Па­риж, Бре­тань и Про­ванс осе­нью со­сто­ит­ся вы­став­ка, по­свя­щён­ная Фран­ции. Имен­но цик­лы кар­тин по­мо­га­ют ху­дож­ни­ку рас­кры­вать вол­ну­ю­щую те­му це­ли­ком, вда­вать­ся в де­та­ли, по­ка­зы­вать мель­чай­шие по­дроб­но­с­ти.

Во вре­мя пу­те­ше­ст­вий не все­гда уда­ёт­ся по­дол­гу ра­бо­тать на пле­нэ­ре (то есть на ули­це). В та­ких слу­ча­ях со­зда­ют­ся не­боль­шие эс­ки­зы, и уже по­том, в сту­дии, вдох­нов­ля­ясь не­боль­ши­ми за­ри­сов­ка­ми и впе­чат­ле­ни­я­ми, Вик­то­рия со­зда­ёт кар­ти­ны. Не­ко­то­рые ху­дож­ни­ки по­сту­па­ют про­ще — сде­лал фо­то­гра­фию кра­си­во­го пей­за­жа, а по­том, при слу­чае — пе­ре­нёс её на холст. Но та­кие кар­ти­ны сра­зу вид­ны. Фо­то­гра­фия ни­ког­да не пе­ре­даст в пол­ной ме­ре чувств ху­дож­ни­ка. Иг­ра све­та и те­ни, лёг­кий ве­те­рок — они ожи­ва­ют лишь на кон­чи­ке ки­с­ти жи­во­пис­ца.

Любовь ГОРДЕЕВА
газета "Литературная Россия" №14 от 09.04.2010